Вологодское кружевоплетение – это художественный промысел, часть русского народного прикладного искусства.
Историческим и экономическим центром вологодского кружевоплетения является Вологда – один из древнейших городов Севера России, ровесница Москвы, упоминаемая в летописях с 1147 года. Поэтому северное коклюшечное кружево и получило название «вологодского».
Из истории художественных ремесел известно, что русские помещики усиленно насаждали в своих имениях кружевоплетение сначала для удовлетворения собственных потребностей и нужд своих приближенных, а потом, получив выгоду от развития этого ремесла, и для продажи. С этой целью они создавали собственные мастерские, которые впоследствии назывались кружевными «фабриками».
В начале XVIII столетия вологодская помещица Засецкая по примеру других помещиков задумала организовать производство кружев в своем имении Ковырино, в трех верстах от города Вологды. Старая кружевница Анна Михайловна, бывшая крепостная Зарецких – свидетельница деятельности «фабрики» кружев рассказывала, что Зарецкая была большой любительницей всякого рода женских рукоделий. Особенно ей нравилось плетеное кружево, и она решила завести плетение кружев в своем имении, для чего использовать крепостных девушек. Сговорившись с помещиком Окуловым, который имел свою кружевную «фабрику» в Пошехонье Ярославской губернии, об обучении кружевному делу крепостной девушки, она решила отправить туда Аннушку, одиннадцатилетнюю девочку, прилежную и способную к рукоделью. Засецкая не постеснялась оторвать ее от родных и послать для обучения кружевному делу в далекое Пошехонье. Это было в 1815 году.
Окончив срок обучения, анна Михайловна вернулась в Ковырино и стала обучать кружевоплетению дворовых девушек. К 1820 году собственно вологжане и относят возникновение кружевной мастерской в Ковырине.
Кружевной промысел в Вологодской губернии развился безусловно значительно раньше, чем возникла кружевная мастерская Засецкой.
Все сплетенные в мастерской кружева шли на потребу самой помещицы. Здесь плелись кружева на манер «заграничных», немецких. Засецкая выписывала узоры, сама их перерисовывала и только потом передавала Анне Михайловне для изготовления сколков, по которым крепостные девушки-кружевницы плели кружева.
По рассказам Анны Михайловны, кроме мерных кружев, здесь выплетались воротнички и чепчики, в них вплетались золотые и серебряные цветочки. Таким образом, в мастерской при плетении кружев пользовались золотыми и серебряными нитями. Это дает основание, что помещица Зарецкая очень интересовалась кружевным производством, внимательно следила за модой и развитием техники плетения кружев.
В мастерской Зарецкой, как и в мастерских других помещиков, кружева плели из нитки местного производства – их пряли крепостные пряхи, а тонкие нитки выписывались из городских магазинов.
В мастерской были установлены особые порядки. Мастерицам при выходе замуж разрешалось оставить мастерскую и прекратить плетение кружев. «Исключение» было сделано только для Аннушки. Ей решительно запрещалось выходить замуж, и она так и осталась одинокой, без семьи.
Искусство плетения кружев из помещичьих мастерских проникало в крестьянские избы, так как крепостные кружевницы постоянно общались с соседками и передавали им технику плетения. Таким образом, многие крестьянки владели искусством кружевоплетения.
Кружевное производство получило широкое развитие не только в деревне, но и в городах. В чиновничьих, купеческих и зажиточных мещанских семьях занимались плетением кружев как модным домашним женским рукоделием. В бедных семьях горожан кружевоплетение служило источником дополнительных заработков.
Историческим и экономическим центром вологодского кружевоплетения является Вологда – один из древнейших городов Севера России, ровесница Москвы, упоминаемая в летописях с 1147 года. Поэтому северное коклюшечное кружево и получило название «вологодского».
Из истории художественных ремесел известно, что русские помещики усиленно насаждали в своих имениях кружевоплетение сначала для удовлетворения собственных потребностей и нужд своих приближенных, а потом, получив выгоду от развития этого ремесла, и для продажи. С этой целью они создавали собственные мастерские, которые впоследствии назывались кружевными «фабриками».
В начале XVIII столетия вологодская помещица Засецкая по примеру других помещиков задумала организовать производство кружев в своем имении Ковырино, в трех верстах от города Вологды. Старая кружевница Анна Михайловна, бывшая крепостная Зарецких – свидетельница деятельности «фабрики» кружев рассказывала, что Зарецкая была большой любительницей всякого рода женских рукоделий. Особенно ей нравилось плетеное кружево, и она решила завести плетение кружев в своем имении, для чего использовать крепостных девушек. Сговорившись с помещиком Окуловым, который имел свою кружевную «фабрику» в Пошехонье Ярославской губернии, об обучении кружевному делу крепостной девушки, она решила отправить туда Аннушку, одиннадцатилетнюю девочку, прилежную и способную к рукоделью. Засецкая не постеснялась оторвать ее от родных и послать для обучения кружевному делу в далекое Пошехонье. Это было в 1815 году.
Окончив срок обучения, анна Михайловна вернулась в Ковырино и стала обучать кружевоплетению дворовых девушек. К 1820 году собственно вологжане и относят возникновение кружевной мастерской в Ковырине.
Кружевной промысел в Вологодской губернии развился безусловно значительно раньше, чем возникла кружевная мастерская Засецкой.
Все сплетенные в мастерской кружева шли на потребу самой помещицы. Здесь плелись кружева на манер «заграничных», немецких. Засецкая выписывала узоры, сама их перерисовывала и только потом передавала Анне Михайловне для изготовления сколков, по которым крепостные девушки-кружевницы плели кружева.
По рассказам Анны Михайловны, кроме мерных кружев, здесь выплетались воротнички и чепчики, в них вплетались золотые и серебряные цветочки. Таким образом, в мастерской при плетении кружев пользовались золотыми и серебряными нитями. Это дает основание, что помещица Зарецкая очень интересовалась кружевным производством, внимательно следила за модой и развитием техники плетения кружев.
В мастерской Зарецкой, как и в мастерских других помещиков, кружева плели из нитки местного производства – их пряли крепостные пряхи, а тонкие нитки выписывались из городских магазинов.
В мастерской были установлены особые порядки. Мастерицам при выходе замуж разрешалось оставить мастерскую и прекратить плетение кружев. «Исключение» было сделано только для Аннушки. Ей решительно запрещалось выходить замуж, и она так и осталась одинокой, без семьи.
Искусство плетения кружев из помещичьих мастерских проникало в крестьянские избы, так как крепостные кружевницы постоянно общались с соседками и передавали им технику плетения. Таким образом, многие крестьянки владели искусством кружевоплетения.
Кружевное производство получило широкое развитие не только в деревне, но и в городах. В чиновничьих, купеческих и зажиточных мещанских семьях занимались плетением кружев как модным домашним женским рукоделием. В бедных семьях горожан кружевоплетение служило источником дополнительных заработков.
была у меня знакомая девушка. так классно кружева вязала. особенно мне нравился звук коклюшек. просила сделать ей неприменно липовые. говорила, что они лучше звучат.
ОтветитьУдалитьУ нас на Вологодчине предпочитают яблоневые...
ОтветитьУдалитьАня, ну где же новые красивые работы?!
ОтветитьУдалитьДАЁШЬ ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО НАРОДУ!!!